Будущее наших детей зависит от того, чему мы учим их знаниям и моделям в плане подхода к деньгам. И начинать учить их надо с малых лет. С того момента, как вы начали с ними ходить в магазин и другие общественные места, где предусматривается определенная трата денег.
С чего же надо начинать финансовое образование своих детей и как воспитать ребенка финансово грамотным. Давайте разберемся.
Автор статьи: Анастасия Ершова
Нравится вам это или нет, но вы – образец для подражания для своих детей. И положительный, и отрицательный. Это касается всей жизни – не только в финансовой сфере.
Иногда нам кажется, что имеет значение только то, что мы говорим и как мы рассказываем ребенку об окружающем мире. То, что мы показываем своим поведением, имеет такое же значение (если не больше). Дети всегда смотрят на нас. Они прекрасно видят, как мы себя ведем. Например: мы бесцельно бродим по магазинам ... и всегда ходим за покупками, как мы реагируем, когда они бросают игрушку или «просто яйцо-сюрприз» в нашу корзину, и действительно ли мы действуем в соответствии с теми правилами, которые мы стараемся научить их.
Как правило, дети хотят чувствовать себя старше и хотят участвовать в том, что делают их родители (по крайней мере, до определенного возраста). Если мы с малых лет делимся с ними передовым опытом, у них есть шанс быстро стать «игроками в нашей команде», способными сводить сложные ситуации к простым решениям и «играть для общей цели», например, говоря «но мы не можем себе позволить сейчас ездить по дорогам, «вкусняшки в отпуске, и я это понимаю».
Никому из нас не нравилось быть перегруженным информацией. Поэтому обучение правильному подходу к финансам должно происходить постепенно и систематически:
Потому что без такого объяснения ребенок может подумать, что деньги исходят из стены, и вы безрассудно ими распорядитесь.
Отдельная тема – это инвестирование. На банальном примере можно показать как простое инвестирование денег может принести прибыль.
Пример: купите с ребенком все для лимонада: апельсины, лимон, сахар, одноразовые стаканчики, трубочки. И в жаркий летний день организуйте небольшую торговлю – на даче, другом месте, где будут проходить люди. Посчитайте вместе с ним стоимость закупки, потом за какую цену можно продавать. Расскажите, как посчитать чистую прибыль: т.е. заработанные деньги минус затраты.
На этом примере можно пояснить про инвестирование в ценные бумаги, недвижимость и т.п.
Одно можно сказать наверняка: независимо от того, передаете ли вы знания осознанно или нет, ваш ребенок учится у вас и развивает свои хорошие и плохие привычки.
При принятии финансовых решений детям важно научиться различать реальные потребности (читай: необходимые расходы) и тягу, то есть расходы, от которых можно отказаться.
Посмотрим правде в глаза для маленького ребенка любая покупка – это просто прихоть. Если предположить, что семья не живет в крайней бедности и что у ребенка есть все основные потребности, удовлетворяемые родителями (еда, постельные принадлежности, одежда, здравоохранение, транспорт), ему больше ничего не нужно.
Очевидно, что чем старше ребенок и чем больше примеров для подражания он получает – что-нибудь то от сверстников или телерекламы, тем больше он раскроет свои «потребности». Хотя даже несколько десятков лет назад было нормой, что вы живете только на ранее заработанные деньги, а масштабы нашего возможного финансового разврата были напрямую связаны с (ранее) заработками, в настоящее время существуют модели, которые доказывают, что мы можем позволить себе все здесь и сейчас, даже когда у нас нет денег.
Некоторые родители способствуют этому, в том числе чувствуя себя виноватыми за постоянную разлуку с ребенком по причине работы, они стараются «возместить» недостатки, удовлетворяя все более непомерные требования своих детей.
Разоблачение рекламы играет колоссальную роль в формировании правильного потребительского отношения у детей. Это можно делать даже как развлечение.
Например, купите более дешевые и более дорогие йогурты с одинаковым вкусом и сравните их вкусовые качества. А затем объясните своему ребенку, как производители пытаются побудить вас совершить покупку, показывая красочные и привлекательные этикетки или искусственно увеличивая упаковку, чтобы создать у вас впечатление, что один продукт больше других.
Раскрывая таким образом механизмы получения наших денег, вы можете доказать, что есть много заменителей и «если вы не видите разницы, зачем переплачивать?».
Ценность денег относительное понятие, надо учить детей на простых примерах, как их использовать, куда лучше вкладывать и какую можно получить выгоду. И лучшим вариантом будет для обучения Юником 24.